Подробно о новых обязательных требованиях к смесителям и кранам

Дата публикации: 2 июня 2025 г.

Правительство РФ приняло Постановление от 14.05.2025 №642 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 23.12.2021 №2425» (далее ПП РФ 642), которое вводит дополнительные обязательные требования к арматуре санитарно-технической водоразборной (смесителям и кранам). Текст документа доступен во всех правовых системах, а также по ссылке http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202505150040

В настоящей статье будут рассмотрены, как сами требования, так и смежные процедурные вопросы, которые необходимо учитывать участникам рынка при декларировании своей продукции.


Эволюция обязательных требований

По инициативе Ассоциации производителей и поставщиков сантехники Правительство Российской Федерации в 2023 году впервые вводит обязательные требования к смесителям и кранам, включив данную продукцию в Постановление от 23 декабря 2021 года № 2425 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее ПП РФ 2425).

Согласно данному документу, смесители и краны (код ТН ВЭД ЕАЭС 8481801100) подлежат обязательной оценке соответствия в форме декларирования с 01.09.2023. Оценка соответствия производится на соответствие двум требованиям ГОСТ 19681-2016 с Изменениями №1 «Арматура санитарно-техническая водоразборная. Общие технические условия» (далее ГОСТ 19681):

п.5.2.1 ГОСТ 19681 – герметичность

п.5.3 ГОСТ 19681 – гигиенические требования со ссылкой на СанПиН

Постановлением Правительства РФ от 14.05.2025 №642 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 23.12.2021 №2425» сохраняются ранее введенные требования, а также добавляются новые, а именно:

п.5.2.23 ГОСТ 19681 – коррозионная стойкость видимой поверхности

п.5.4 ГОСТ 19681 – требования к паспорту изделия

п.5.5 ГОСТ 19681 – требования к маркировке

Таким образом, количество обязательных требований увеличивается до пяти.


Подробно о каждом из требований


п.5.2.1 ГОСТ 19681 – герметичность (требование было изначально в ПП РФ 2425)

Ниже выдержка из актуальной редакции ГОСТ 19681:

5.2.1 Санитарно-техническая водоразборная арматура в целом, ее узлы, находящиеся после запорных элементов (уплотнения запорных устройств, диверторы, поворотные изливы), и подключаемые к смесителю аксессуары должны быть герметичны и выдерживать давление, указанное в

Таблица 1

Давление в трубах системы водопровода перед санитарно-технической водоразборной арматурой в целом, МПа

Давление воды перед узлами и подключаемыми аксессуарами санитарно-технической водоразборной арматуры, находящимися после запорных элементов при искусственно закрытых отверстиях (излив/душевая сетка), МПа

Рабочее

Испытательное

0,60

1,0

0,45

Примечание - Лейка гигиенического душа должна выдерживать давление в течение 30 с.

Испытания на соответствие данному требованию проводятся в соответствии с положениями раздела 7 ГОСТ 34771-2021 «Арматура санитарно-техническая водоразборная. Методы испытаний» (далее ГОСТ 34771), который включает в себя:

7.3. Испытание на герметичность запирающего устройства и водоразборной арматуры перед запорным элементом;

7.4. Испытание на герметичность смесителя после запорного элемента;

7.5. Испытание на герметичность запирающего узла: перекрестный ток горячей и холодной воды;

7.6. Испытания на герметичность дивертора (как дивертора с ручным переключением, так и дивертора с автоматическим возвратом в исходное положение).


п.5.2.23 ГОСТ 19681 – коррозионная стойкость видимой поверхности (новое требование по ПП РФ 642)

Ниже выдержка из актуальной редакции ГОСТ 19681:

5.2.23 Видимая поверхность санитарно-технической водоразборной арматуры должна быть изготовлена из коррозионно-стойких материалов либо иметь стойкое к коррозии защитно-декоративное покрытие, испытанное в соответствии с ГОСТ 34771

Испытания на соответствие данному требованию проводятся в соответствии с положениями раздела 8 ГОСТ 34771, который предусматривает испытание видимой поверхности изделия в камере соляного тумана продолжительностью 200 часов – изделие помещают в камеру на 100 часов, достают на 48 часов и снова помещают в камеру на 100 часов, после чего видимую поверхность подвергают визуальному осмотру на наличие дефектов, которые также определены в разделе 8 ГОСТ 34771.


п.5.3 ГОСТ 19681 – гигиенические требования со ссылкой на СанПиН (требование было изначально в ПП РФ 2425)

Ниже выдержка из актуальной редакции ГОСТ 19681:

5.3Требования к материалам и комплектующим, непосредственно соприкасающимся при эксплуатации с водой

5.3.1При изготовлении деталей санитарно-технической водоразборной арматуры, непосредственно соприкасающихся при эксплуатации с водой, следует применять материалы, сохраняющие качество питьевой воды в соответствии с нормативными документами, действующими в государствах, принявших настоящий стандарт.

5.3.2Все детали и комплектующие санитарно-технической водоразборной арматуры, непосредственно соприкасающиеся при эксплуатации с водой, должны быть испытаны в соответствии с ГОСТ 34771.

5.3.3Запрещается использование материалов, выделяющих ядовитые вещества в питьевую воду (в том числе цинк, никель, свинец, алюминий) в количествах, приводящих к превышению требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, установленных нормативными документами, действующими в государствах, принявших настоящий стандарт*.

* В Российской Федерации действуют СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нор-мативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Испытания на соответствие данному требованию проводятся в соответствии с положениями раздела 14 ГОСТ 34771. Испытание имитирует эксплуатацию изделия в бытовых условиях - в течении 2 недель материалы и комплектующие, непосредственно соприкасающиеся при эксплуатации с водой, контактируют попеременно с холодной и горячей питьевой водой. Испытываются параллельно два образца продукции – один на питьевой воде с показателем pH6, а другой на питьевой воде с показателем pH9. В последние четыре дня проведения испытаний осуществляются отборы проб воды и проводится их химический анализ на соответствие требованиям СанПиН.


п.5.4 ГОСТ 19681 – требования к паспорту изделия (новое требование по ПП РФ 642)

Ниже выдержка из актуальной редакции ГОСТ 19681:

5.4Требования к паспорту изделия

5.4.1Паспорт изделия (или иной носитель информации, входящий в комплект или сопровождающий изделие) должен соответствовать ГОСТ 2.610.

5.4.2 Паспорт изделия должен содержать:

- основные сведения об изделии: а) наименование изделия по эксплуатационному назначению; б) сведения об основных потребительских свойствах; в) товарный знак (логотип) изготовителя (при наличии); г) место нахождения (адрес) продавца; д) наименование страны происхождения товара;

- технические характеристики изделия: а) диапазон рабочего давления; б) диапазоны рекомендованного давления и рекомендованной температуры воды; в) расход воды в рекомендованном производителем диапазоне давления; г) размер резьбы для подключения к водопроводной сети; д) область применения: горячая, холодная вода (для кранов); е) материал корпуса изделия; ж) материал присоединительных деталей к водопроводной сети;

- сведения о комплектности (перечень элементов, входящих в комплект);

- ресурс, сроки службы и гарантии изготовителя (поставщика): а) гарантийный срок эксплуатации санитарно-технической водоразборной арматуры; б) гарантийный срок эксплуатации аксессуаров, входящих в комплект санитарно-технической водоразборной арматуры (если отличается от гарантийного срока основного изделия); в) перечень повреждений и неисправностей, на которые гарантия не распространяется; г) срок службы, установленный изготовителем.

-правила и условия эффективного и безопасного использования: а) графическое изображение сборки изделия с обозначением элементов согласно комплектности; б) правила и схема монтажа; г) правила эксплуатации и ухода.

5.4.3 Сведения, содержащиеся в 5.4.2, могут быть также указаны на упаковке, стикерах, прочих носителях, относящихся к изделию, а также в маркировке.

5.4.4 Паспорт изделия может содержать дополнительную информацию по согласованию с изготовителем.


п.5.5 ГОСТ 19681 – требования к маркировке (новое требование по ПП РФ 642)

Ниже выдержка из актуальной редакции ГОСТ 19681:

5.5.1Каждое изделие должно иметь достоверную, легкочитаемую и доступную для осмотра и идентификации маркировку.

Маркировку наносят на индивидуальную упаковку изделия (включая стикер) и упаковку группы изделий.

5.5.2. Транспортная маркировка грузов с арматурой должна соответствовать требованиям ГОСТ 14192.

5.5.3 Маркировка должна содержать: а) наименование изделия по эксплуатационному назначению; б) сведения об основных потребительских свойствах изделия; в) товарный знак (логотип) изготовителя (при наличии); г) внешний вид изделия; д) наименование страны происхождения товара; е) гарантийный срок эксплуатации санитарно-технической водоразборной арматуры; ж) гарантийный срок эксплуатации аксессуаров, входящих в комплект (если отличается от гарантийного срока основного изделия); и) размер резьбы для подключения к водопроводной сети; к) место нахождения (адрес) организации (ий), уполномоченной (ых) изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей; л) срок службы изделия; м) диапазон рабочего давления.

Дата изготовления изделия (год, месяц) указывается в маркировке и/или наносится на упаковку и/или непосредственно на изделие, и/или указывается в сопроводительной документации.


Проведение испытаний только в аккредитованной испытательной лаборатории

АППСан неоднократно указывал на необходимость проведения испытаний продукции только в аккредитованных испытательных лабораториях, как для того, чтобы у производителей были фактические данные о качестве своей продукции, так и для соблюдения действующих норм российского законодательства (см. публикацию https://appsan.ru/news/detail/masstabnaa-proverka-deklaracij-oformlennyh-po-sheme-1d , а также первую презентацию с ежегодной конференции АППСан 2025 https://appsan.ru/news/detail/materialy-ezegodnoj-konferencii-appsan-3 ).

Теперь же требование проводить испытания только в аккредитованных испытательных лабораториях прямо содержится в ПП РФ 642, т.к. к пункту «66.1 Арматура смесительная санитарно-техническая водоразборная (смесители и краны)» добавлена сноска «2», которая говорит о том, что «декларация о соответствии такой продукции принимается при наличии у изготовителя (продавца) протокола исследований (испытаний) и измерений, проведенных аккредитованной в национальной системе аккредитации испытательной лабораторией (центром)».

Сейчас на территории РФ действует пять испытательных лабораторий, которые аккредитованы на проведение тех или иных испытаний по ГОСТ 34771. Однако, на момент публикации данной статьи только две из них АППСан может рекомендовать для проведения испытаний по всем пяти испытаниям по ПП РФ 642:

ООО «НЛЦ ПРОМИ» https://promilab.ru/

ООО «СЕРТ-С» https://labcert-s.ru/

У большинства других лабораторий пока нет в области аккредитации всех необходимых пунктов/разделов ГОСТ 34771 для выдачи протоколов по всем пяти обязательным требованиям по ПП РФ 642, а аккредитованная лаборатория имеет право выдавать протоколы, как аккредитованная лаборатория, только при проведении тех испытаний, которые включены в область аккредитации.


Сроки введения новых обязательных требований

Согласно ПП РФ 642, новые требования вступают в силу с 01.09.2025.

Необходимо учитывать, что новые требования относятся к продукции, выпускаемой в обращение на территории РФ с 01.09.2025, а в отношении продукции, выпущенной в обращение на территории РФ до 01.09.2025, действуют только лишь два обязательных требования, согласно изначальной редакции ПП РФ 2425.

Т.к. участники рынка нередко путают «выпуск в обращение» с датой производства продукции или датой оформления декларации на серийное производство, ниже приведем ссылки на Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ (далее 184-ФЗ), которые объясняют, что такое выпуск продукции в обращение:

•«Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации». (184-ФЗ, ст.23, п.1)

•«выпуск продукции в обращение - поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) в целях распространения на территории Российской Федерации в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе» (184-ФЗ, ст.2)

•«декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов» (184-ФЗ, ст.2)

Для наглядности приведем два примера, когда продукция не будет подпадать под требования ПП РФ 642 в связи с тем, что была введена в обращение до 01.09.2025:

- Продукция ввезена в РФ до 01.09.2025 и находится на складе производителя;

- Продукция ввезена в РФ до 01.09.2025 и находится на реализации у ритейлера.

Обращаем внимание, что дата изготовления не становится автоматически датой выпуска продукции в обращение, согласно положениям 184-ФЗ.


Что будет с ранее оформленными декларациями о соответствии, в которых подтверждается соответствие только двум требованиям, содержавшимся в изначальной редакции ПП РФ 2425?

Срок действия декларации о соответствии фиксируется при ее регистрации в реестре Росаккредитации и изменение перечня обязательных требований не прекращает действие ранее зарегистрированной декларации о соответствии.

Так, если продукция введена в обращение на территории РФ до 01.09.2025, она может быть реализована при наличии декларации о соответствии, в которой подтверждается соответствие только двум требованиям, содержавшимся в изначальной редакции ПП РФ 2425.

Если же продукция вводится в обращение на территории РФ после 01.09.2025, она может быть реализована только при наличии декларации о соответствии на соответствие всем пяти требованиям, согласно ПП РФ 642. Т.е. если компания после 01.09.2025 планирует ввести в обращение продукцию, на которую ранее была оформлена декларация о соответствии, в которой подтверждается соответствие только двум требованиям, содержавшимся в изначальной редакции ПП РФ 2425, этого будет недостаточно.


Регистрация новой декларации о соответствии на соответствие всем пяти требованиям v/s регистрация новой декларации на соответствие только трем новым требованиям

У тех участников рынка, у которых уже оформлена декларация о соответствии, в которой подтверждается соответствие только двум требованиям, содержавшимся в изначальной редакции ПП РФ 2425, и эта декларация зарегистрирована на основании протоколов испытаний в аккредитованной лаборатории, есть два варианта действий:

Вариант 1 – провести в аккредитованной лаборатории испытания продукции только на соответствие трем новым требованиям, на основании полученного протокола зарегистрировать новую декларацию и далее использовать для ввоза и реализации продукции сразу две декларации (одну «старую» на соответствие 2 требованиям по ПП РФ 2425 и вторую «новую» на соответствие 3 требованиям по ПП РФ 642). Данный вариант позволит сэкономить деньги на проведении лабораторных испытаний, но при этом создаст необходимость отслеживать сроки действия деклараций, т.к. они будут разниться.

Вариант 2 – провести в аккредитованной лаборатории испытания на все пять требований по ПП РФ 642, на основании полученного протокола зарегистрировать декларацию о соответствии сразу всем требованиям и далее использовать ее для ввоза и реализации продукции. Данный вариант избавит от необходимости отслеживать разные сроки деклараций на одну и ту же продукцию, но при этом потребуется потратить больший бюджет на проведение испытаний.

Оба варианта допустимы и выбор остается за каждой компанией.